Литературная Солотча

Объявление

Если есть вопросы - обращайтесь в асю 381666524

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературная Солотча » Очерки » МЕЩЕРА В ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ


МЕЩЕРА В ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Рязанский край оставил заметный след в судьбе многих извест¬ных русских писателей. Древняя история, богатые культурные тра¬диции, уникальная природа Рязанщины привлекали внимание оте¬чественных литераторов. Интерес этот был обусловлен также гео¬графическим положением края, находящегося в центре России и воплотившего в себе все особенности национального образа.
Знаменательно, что источником знаний о жизни Рязанской гу¬бернии бьши не только памятники древнерусской литературы, фольклор или непосредственные впечатления самих писателей, но специачьные издания, связанные с научным изучением региона.
Одной из самых примечательных и основательных книг XIX века, посвященных рязанскому краюхи1 Мещере в частности, можно с уве¬ренностью назвать выпущенный в 1860 году солидный том «Мате¬риалов для географии и статистики России, собранных офицерами генерального штаба. Рязанская губерния». Это серьезный научный труд, подытоживающий огромную работу по сбору и систематиза¬ции географических, статистических, этнографических сведений о Рязанщине середины XIX века, Составителю материалов М.Баран-овичу и его помощникам удалось блестяще вьшолнить задачу боль¬шой сложности и важности — создать своеобразную энциклопедию Рязанской губернии прошлого столетия.
Составление свода данных, касающихся статистики и географи¬ческих особенностей российских губерний, началось вестись по царскому указу еще в 1836 году. Цель этой работы заключалась в сборе информации, необходимой военному ведомству, и поэтому к ней были привлечены офицеры генерального штаба, а публика¬ции носкля закрытый характер. Всего с 1837 по IS54 год были вы¬пущены три издания военно-статксткчесхих обозрений 69-ти гу¬берний и областей России. На время Крымской войны эта работа была прекращена, а после ее окончания возобновилась вновь, но уже в новом качестве. Российские власти вполне справедливо по¬считали, что собранные сведения интересны и полезны самой ши¬рокой публике,и с высочайшего разрешения сбор и обработку ма¬териалов стали вести более масштабно. Теперь описание каждой губернии было разделено на две части: военное обозрение с гри¬фом «секретно» и статистические материалы, адресованные всем, кого интересует подобная информация. Сведения собирались в большей части губернии России. На рязанской земле эту работу
199

■   !
i   9
возглавлял подполковник генерального штаба М.Баранович. Он был человеком высокой гуманитарной культуры, обладающим об¬ширными научными познаниями, тонким литературным вкусом. Под его энергичным руководством составление «Материалов» было завершено в самые короткие сроки, что, впрочем, ни в коей мере не отразилось на их основательности. Более того в «Материалы» были включены главы, содержание которых простиралось гораздо дальше «чистой» географии и статистики. Это сделало «Материа¬лы» — уникальным изданием. Из него можно почерпнуть не толь¬ко обширнейшую информацию географического и топографиче¬ского характера, но и сведения этнографического свойства. О том, как было устроено жилище рязанского крестьянина, каковы народ¬ные поверья, праздники, как и чем питался крестьянин, во что оде¬вался и многое другое можно узнать ич vw*™ -a------
книги
___^„*1U умииъ из книги. Этнографические
раницы книги написаны живым образным языком и лишены эн¬циклопедической сухости. Все это делает «Материалы» бесценным научным источником для этнографов, краеведов и фольклористов. Думается, что необходимость публикации, если уж не всей книги, то хотя бы этой ее части давно назрела и, несомненно, вызовет ин¬терес читателей.
Не менее любопытны фрагменты «Материалов», посвященные психологии рязанского крестьянина. Именно они, на наш взгляд, должны быть опубликованы в первую очередь. Наш выбор неслу¬чаен. Психологическое исследование, проведенное авторами «Ма¬териалов», незначительно по объему, но оригинально по своему подходу. В книге характер рязанского крестьянина, его поведение, даже внешний облик рассматриваются в непосредственной зави-симости от природных особенностей рязанского края. По мнению авторов, психология, нравственные качества человека в большой мере обуславливаются географическими факторами." ландшафт, климат определяют род и характер деятельности крестьян, уклад их жизни, что самым решительным образом влияет на поведение лю¬дей, тем самым определяя их психологические свойства как этни¬ческой группы. Такой подход определил деление всего крестьян¬ского населения Рязанской губернии на несколько устойчивых в психологическом отношении групп: на степняков, жителей рязан¬ской и мещерской стороны, мещеряков (отдельно рассматривают¬ся в «Материалах» психологические особенности касимовских та-тар). Другими словами, авторами книги была предпринята попыт¬ка описать менталитет рязанского крестьянства. Для середины XIX 200
века такой подход, был, несомненно, новаторским. Уже позже вы¬дающийся русский историк В.Ключевский обоснует прямую связь психологического склада народа и природных условий. А еще позд¬нее эта мысль о существовании постоянных психологических свойств у каждого этноса найдет свое развитие в трудах Н.Бердя¬ева, В. Соловьева, Н.Лосского, Г.Вернадского, Л.Гумилева и дру¬гих мыслителей.
Публикуемый нами психологический очерк рязанского кресть¬янства XIX века, конечно, не сопоставим по своему значению с тру¬дами этих широкоизвестных ученых. Но все же, как нам кажется, он не оставит равнодушным читателя, а привлечет его внимание оригинальностью осмысления проблемы, обилием любопытных наблюдений над характером рязанцев, новизной сведений о их жиз¬ни быте и семейных отношениях.
Исследование жителей в физическом, нравственном и гражданском
отношениях
а) Исследование физических свойств жителей

Великорусская порода обитателей Рязднской губернии, отличаю¬щихся вообще хорошим ростом, крепким сложением, красотою типа и оживленностью движений, боже всего проявила своих достоинств в жителях Рязанской стороны и, в особенности, прибрежных Оке селе¬ний. Выгодное положение этих местностей вблизи от Москвы и на су¬доходной реке, способствуя развитию прибыльной промышленности, благоприятствует довольству жителей, а вместе с тем, и их физиче¬скому процветанию. Население Степной стороны уже не столь роаго, крепко и красиво, как Рязанской, и причиною этому образу жизни степ¬няка — земледельца, живущего безвыходно в семье своей, среди однооб¬разных и трудных полевых работ и в тесной курной избе, наполненной людьми и домашними животными. От этого в жителях Степной сто¬роны нет уже той развязности и живости, которыми отличаются их промышленные соседи; но зато в них развиты более нравственные дос¬тоинства. В Сапожковском уезде тип Мордвы еще проявляется мес¬тами, хотя и слабо, и потому эта часть губернии, относительно фи¬зических достоинств своих жителей, уступает прочим местностям. Что касается до Мещерской стороны, то Егорьевский и лежащие на левой стороне Оки части Зарайского и Спасского уездов в степени фи¬зического развития своего населения не уступает Рязанской стороне. Здесь даже более, чем где-нибудь, отразился в жителях правильный и
201

красивый тип. Женское население Спасского уезда в особенности от¬личается стройностью форм, тонкостью и миловидностью очертаний лица. Но далее к северу, к границам Владимирской губернии, в жителях Мещерской стороны уже становятся заметны признаки их финского происхождения, которых не в состоянии изгладить скудная природа этого края. Есть селения, расположенные среди дремучих лесов, вдоль извилистых и сырых берегов Пры в северных, прилежащих Владимир-скоп губернии, болотистых и лесных местностях Егорьевского и Каси¬мовского уездов, где самая природа останавливает физическое разви¬тие. Народ в этих местах мелок, слаб и неразвит. Здесь Мещера более всего сохранила первобытный тип свой.
К востоку от г.Касимова, к границам Тамбовской губернии, сгруп¬пировано на большом пространстве все небольшое татарское насте-ние Рязанской губернии, состоящее с небольшим из пяти тысяч душ обоего пола. Татары эти, хотя и очень обрусели, но все еше нацио¬нальный тип их обрисовывается дссольно резко. Они вообще рослы, крепки и красивы. В столицах с охотою нанимают их в кучера и офи¬цианты, столько же за честность, сколько и за представительность.
б) Исследование нравственных свойств жителей Образ жизни, имея первенствующее влияние на физическое разви¬тие народа, отражается и на нравственных его свойствах. Ничто не способствует так патриархальной чистоте нравов, как простая жизнь земледельца. Живя постоянно в семействе, среди сельских за¬нятий, земледелец если и осуждает себя, через это, от знакомства с многими лучшими условиями жизни, зато его не касаются также и пороки той ложной цивилизации, которыми бывают проникнуты обыкновенные его собратья промыш.1енники.
Необыкновенная простота жизни и совершенное незнание лучших ее сторон, недопускает в жителях Степной стороны и вообще земле¬дельческих уездов развития многих природных качеств. От этого они мало хлопочут  об улучшении своего быта, терпеливо снося лишения жизни, часто очень суровой. Жилище, пища и одежда их носят на себе характер какого-то скучного однообразия, безвкусия, тесноты и про¬чих неудобств. От этого же сложился и характер степняка земле¬дельца, обыкновенно неповоротливого, неловкого, сбивчивого в поня¬тиях и туго объясняющего себе значение вещей и предметов. Зато на долю степных жителей досталось много нравственных достоинств. Они отличаются кроткоетъю и тихостью нрава, прилежанием и го-202
раздо менее крестьян промышленников имеют дурных наклонностей. Впрочем, следует сказать, что все исчисленные недостатки рязан¬ского крестьянина земледельца отнюдь не врожденные, а проистека¬ют только от образа его жизни. Тот же самый неповоротливый и бестолковый степняк в других лучших обстоятельствах жизни скоро усваивает другие привычки и наклонности, уясняет свои понятия и в нем является сметливость, удаль и другие неотъемлемые качества ве-
ликороссиянина.
Жители Мещерской и отчасти Рязанской сторон живут, как уви¬дим впоследствии, совершенно под другими условиями. Недостаток зем¬ли и ее бесплодие не манят их к работам земледельца, и они избрали себе другие средства существования. Близость Москвы, судоходная река, обилие лесу и другие, столь же выгодные, условия их местности откры¬ли обширное поприще предприимчивости и сметливости русского чело¬века. Предоставив заботы о земледелии и вообще о домохозяйстве не¬многим членам своего семейства и даже женщинам, одни из них целы¬ми партиями расходятся по разным далеким и близким сторонам, дру¬гие же занимаются на домах различными более или менее искусствен¬ными ремеслами. Ясно, что подобный образ жизни, если с одной сторо¬ны способствует развитию природных качеств крестьянина и знако¬мит с разными, неизвестными ему дотоле, сторонами жизни; то с дру¬гой стороны сильно вредит нравственности еще необразованного наро¬да. Рязанский крестьянин промышленник скоро даст узнать себя. Он боек, сметлив и удал; любит щегольнуть своей одеждой, речью и заня¬тием; заботится об удобствах в жшшще и в пище; наряжает свою жену и вообще у него как денег, так и довольства более, чем у крестьянина земледельца. Конечно, что самая степень этого довольства соразмеря¬ется с личными качествами промышленника и с свойствами того про¬мысла, которым он занимается. Но этот же самый крестьянин про-мышленник, находясь беспрестанно в сношениях и в зависимости от людей разного звания, образования и нравственности, усваивает себе их привычки, наклонности и пороки и передает их потом детям своим. Находясь в разлуке с семейством, которого не видит иногда по целым годам, он отвыкает от него; так что в самых денежных его выгодах очень часто не участвует семья, им оставленная в селении. Таким об-, разом, если с одной стороны жизнь промышленника развивает в нем достоинство великорусской натуры и делает его изворотливым в при¬искании средств, деятельным и предприимчивым, то с другой стороны, она увеличивает его недостатки. Равнодушный к своему семейству, он становится равнодушным и ко всему остальному, и беззаботность уко-
203

.    I
i   if i   i
ill
3 !
реняется в нем до высшей степени, удаль обращается в буйный разгул, а сметливость, ловкость и смелость принимают часто безнравствен¬ные направления.
Итак, в самом различии быта населения Рязанской губернии кро¬ются причины тех особенностей нравственных, которые резко отли¬чают земледельческую часть губернии от промышленной. Общие же нравственные свойства жителей Рязанской губернии те же, как и в прочих великороссийских губерниях; та же религиозность, или вернее набожность, сильно развитая в простом народе. Крестьянину не впол¬не понятна сущность догматов православной церкви, но страх Божий, сильный и постоянный, сопровождает его везде; он удерживает его от дурных намерений точно так же, как надежда на Промысел служит ему лучший утешением в тяжелые дни невзгоды. Повиновение к вла¬стям и доверие к обществу суть то же отличительные его свойства. Говоря правду, примеры ослушания и неповиновения довольно редки, и случаются более как вынужденные чрезмерными требованиями или вследствие неииразумений. Крестьянин вполне доверяет обществу, среди которого живет, зная, что оно не обманет его, но в иных случаях жиз¬ни смотрит на многое подозрительно и недоверчиво, и в этом конечно, нельзя обвинять русского человека, по природе доброго и простодушно¬го. Семейная любовь сильна и отличается патриархальной простотою. Сшы ее скрыты притворной суровостью и равнодушием и не любят об¬наруживаться ни в каких проявлениях нежности. Этот недостаток нежности гибельнее всего отражается на воспитании малолетних де¬тей, из коих многие делаются его жертвами. Раздоры в семействах не редки и всегда почти происходят от женщин, от их мелочных интриг, соперничества и зависти. Говорит он о гостеприимстве русского кре-стьянина, об его хлебосольстве, о том уважении, которое он питает к обычаям своих предков, к различньш религиозным и другим обрядам и верованиям. Читатель узнает о них из очерков внутренней жизни сель¬ских жителей Рязанской губернии, которые, благодаря обильным ма¬териалам, изложены довольно подробно.
Вот те добрые начала, которые явственно обрисовываются в на¬туре рязанского крестьянина, несмотря на низкую еще степень ее ду¬ховного развития; начала эти затемнены суеверием, предрассудками, беспечностью и укоренившимися во многих случаях правилами безнрав¬ственности. Нужны большие усилия, чтобы очистить эти добрые начала от грубой коры, которыми они покрыты, и чтобы сообщить им правильное направление и скорейшее развитие.

0

2

Необычно ярко рязанская тема была раскрыта в произведениях тех писателей, чья судьба в той или иной степени оказалась связан¬ной с Мещерским краем — одним из самых удивительных мест на карте России.
В 1897-1899 годах в Рязанскую губернию часто приезжал вы¬дающийся русский писатель А.И.Куприн. Он подолгу гостил у сво¬его родственника в селе Курша и в деревне Ветчаны (Спас-Кле-пиковский район). Природа рязанской земли не могла оставить писателя равнодушным и побуждала его к творчеству. Особенно восхищала и вдохновляла Куприна Мещера. О своем пребывании в этом лесном крае писатель вспоминал в конце жизни: «Там я впитал в себя мощные, самые благородные, самые широкие, са¬мые плодотворные впечатления. Да там же я учился и русскому пейзажу» '.
Зиму и весеннее время писатель жил в Куршинском лесничестве Касимовского уезда, которым заведовал зять Куприна Станислав Генрихович Нат, талантливый лесовод. Дни пребывания в Мещер¬ском крае были и деловиты, и разнообразны. И для творческого тру¬да, и для отдыха писатель всегда находил время. Некоторое время он работал землемером, составляя план лесного хозяйства, и при этом не забывал заполнять свои блокноты и тетради наблюдениями и ма¬териалами для своих будущих рассказов и очерков. Куприн присталь¬но изучал быт, нравы и психологию различных групп населения. Впечатления от пребывания в Рязанской губернии и Мещерском крае нашли отражение в рассказал «Мелюзга», «Болото», «Попрыгу¬нья-стрекоза». Достоверное и поэтически овеянное описание при¬роды, животного мира сочетается с зарисовками этнографического характера, с постановкой острых социальных и нравственных про¬блем. В частности, в рассказе «Мелюзга», написанном Б 1907 года', ставится вопрос об отрыве интеллигенции от народа. Тема была да¬леко не новой, но автору удалось сказать свое слово, создав потря¬сающее глубоким реализмом произведение.
Главные персонажи этого рассказа — фельдшер Смирнов и учи¬тель Астреин. Они живут в деревне Большая Курша. Зимой ее за¬носит снегом выше окон, и до нее не добраться. Учителю иногда кажется, что он никогда отсюда не выезжал «и только в забытой сказке или во сне слышал про другую жизнь, где есть цветы, тепло, сердечные люди, умные книги...»
205

i
<        I     !
i! I   ',   t.
Оба они живут «точно на необитаемом острове». Не замечают людей, а люди эти, темные крестьяне, так нуждаются в их помощи, совете, искре человеческого участия. Разговаривают учитель и фельдшер только друг с другом. И какие же это тяжелые, оскорби¬тельные разговоры и споры. И чаще всего о мужиках, о России ... Незлобливый, мечтательный Астреин считает чуть ли не нацио¬нальной чертой русского народа ожидание чуда. Сам Астреин тоже верит: наступит чудо, и начнется какая-то новая жизнь.
Самодовольный циник Смирнов всегда грубо возражает учите¬лю. Он презирает, кажется, все доброе на свете — науку, культуру, человечность, но больше всего — родную страну и крестьянство, хотя хорошо понимает, как народ обижен и исстрадался.
Но вот действительно наступает чудо. На глазах Астреина и Смирнова просыпается прекрасная природа Мещеры. Она будит в них искры надежды на что-то лучшее.
Герои рассказа плывут на лодке по только что вскрывшейся peice Пре. На ее середине кх подхватывает бешеное течение, увлекая к меяоничной плотине ... Герои гибнут.
Гибель этих опустившихся людей воспринимается как приговор автора. Весна, обновляя мир, истребляет все слабое, ненужное. Она сметает со своего пути «мелюзгу», барахтавшуюся в реке жизни.
Изобразительная сила слова Куприна огромна. Он заставляет нас физически видеть читаемое: и затерянную в лесах деревуш¬ку, куда ночью забегают волки, и заледенелую школьную ком¬нату со снежной бахромой на потолке. Мы слышим плеск вол¬ны, рассеченной лодкой, переходящий в угрожающий рев воды у плотины, — и вдруг перед нашими глазами невольно возника¬ет целая картина гибели людей, их последних минут со всеми страшными, но очень точными деталями. И все это дано в дви¬жении, в развитии.
Примечательным являемся также рассказ «Ночь в лесу». Здесь Куприн размышляет о том, что лес без его «великого безмолвия», лишенный первозданное™, превращенный нерадивым хозяином в свалку, уже не подарит человеку столько прекрасных и глубоких чувств, которые испытывает Куприн, оставшийся один на один с нетронутой природой Мещеры. «И какое же в нем великое одино¬чество, — пишет автор о таком лесе, — если он весь засорен окур¬ками, замасленными бумагами, пустыми коробками из-под кон¬сервов, апельсиновыми корками и стеклом разбитых бутылок — всеми этими грязными следами, говорящими о постоянной и тес-206

у.   / i
ной близости человека?» И радует Куприна, что Мещера еще дев¬ственна, что еще не вторгся человек в этот безбрежный океан ле¬сов, не нарушил равномерной и мудрой жизни мещерской приро¬ды. Навсегда запечатлел в своих рассказах писатель образ той, к сожалению, уже оставшейся в прошлом, Мещеры, того лесного края, который представлял собой «сплошную полосу кондовых, частью еще не обмеренных лесов, раскинувшихся на многие сотни тысяч квадратных верст, на пространстве, равном среднему евро¬пейскому государству, заселенном медведями, волками, лосями, лисами, барсуками, зайцами, рысями, белками, горностаями, ку¬ницами и тысячами мелких неведомых зверушек»2.
Привлечет внимание учителя географии и рассказ Куприна «Фер-динант», где Куприн подробно пишет о том, как он наблюдал в ок¬рестностях села Курша аномальное явление — «черную молнию». Была уже ночь, — сообщает Куприн, — ни на секунду не переставая к сливаясь одна с другой, полыхали во все южное небо, точно сжи¬мались и расширялись дальние голубые молнии. И так же непрерыв¬но рокотал где-то под землей сдержанно глухою угрозою далекий гром. И вдруг совсем близ меня ослепительно разорвалось небо чер¬ными зигзагами, и, оглушая, трахнул сухой гром. Это странное явле¬ние повторилось еще пять или шесть раз, вселяя в меня дикий ужас. Повторяю: на колыхающейся бледно-голубой завесе дальних мол¬ний эти молнии были черные, хотя и ослепляли. Конечно, это был оптический обман, объяснить который я не умею. Старые лесники, живущие Б нкзинах, подтверждали мое наблюдение ...»3.
Через всю жизнь Куприн пронес светлое воспоминание о красо¬те Рязанского края, его людях, впитавших в себя все прелести рус¬ского языка. Обращаясь к сестрам из-за границы, Куприн писал: «Я бы отдал сейчас все оставшиеся мне жить часы, дни, годы, всю мою посмертную память, черт бы ее побрал, за наслажденье, хоть несколь¬ко машут послушать прежний непринужденный разговор великой язычницы Марьи, жены лесника Егора на Троицком кордоне ...»4.
Неразрывно связано с Мещерой творчество К.Г.Паустовского. Солотча была излюбленным местом его отдыха. Впервые писатель посетил это местечко в 30-х гг. и был очарован неповторимой пре¬лестью мещерского леса. На протяжении двух десятилетий Паустов¬ский приезжал в Солотчу. Мещера сыграла важную роль в творче¬ской биографии писателя. В «Повести жизни» он писал: «В конце лета я поехал туда (в Солотчу — Д.Б.), и с тех пор вся моя жизнь круто переменилась, окрепла, приобрела новую ценность — впер-
207

J     !
! It.
вые я узнал как следует серединную Россию» 5. Писатель оставил нам глубоко проникновенные строки о Мещере. Его рассказы «Во глубине России», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Кордон № 273», «Золотой линь» и многие другие передают то трепетное чувство, с которым относился Паустовский к природе рязанской земли.
К. Паустовский тонко чувствовал окружающий мир и осознавал, что природа — это естественная среда физического и духовного оби¬тания человека. Как он подметил в «Повести жизни», «жизнь в при¬роде должна быть постоянным состоянием человека». Поэтому лю¬бимыми героями писателя стали люди, жизнь и труд которых не¬разрывно связаны с природой. Это путешественники, моряки, лес¬ники, бакенщики, рыболовы, охотники, пастухи. Природа оказы¬вает благотворное влияние на души этих людей — нравственное, эстетическое, целительное. Сверхзадачей Паустовского в произве¬дениях «Мещерского цикла» становится стремление передать по¬средством художественного слова благотворную аур}' русской при¬роды, довести до читателя тот заряд нравственного очищения, ду-АСШЯОСТИ, который несет она в себе.
Таким чувством наполнена глава «Леса» из повести «Мещерская сторона». С трепетом и восхищением описывает Паустовский столь дорогие его сердцу величественные мещерские чащобы. Он пишет: «Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и на-слаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым до¬рогам к какому-нибудь дальнему озеру. Путь в лесах — это кило¬метры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное лере-лархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жест¬кая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колоколь¬чики на полянах, ярожь осиновых листьев, торжественный свет, и. наконец, лесные сумерки, когда из мха тянет сыростью и в траве горят светляки»6.
О многих живописных местах М Пауст
ный свет, и.
, когда из мха тянет сыростью и в траве рят светляки»6.
О многих живописных местах Мещеры может рассказать повесть Паустовского: о лесной реке Пре, об озерах Поганое и Черное, об окской старице Прорве, о заливных лугах и лесных каналах.
В далекие 1930-1950-е годы К. Г. Паустовский одним из первых поднял вопрос о необходимости защиты и охраны русской приро¬ды, государственного подхода к рациональному использованию при¬родных ресурсов. В «Повести о лесах», рассказе «Клад», в очерках «Письма из рязанской деревни» писатель развивает свои мысли о сбережении неоценимого дара —- родной природы и ее красоты. Неудивительно, что именно в Солотче (1946 г.) он писал свои
проникновенные слова, которые звучат, как завещание потомкам: « ...родная земля — самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами сво¬его существа» («Повесть о жизни»).
Мещерская проза К.Г.Паустовского — явление необычное и во многом отношении примечательное в русском литературном про¬цессе XX века. Одной из наиболее специфических черт этого цик¬ла, высвечивающих оригинальность творческого метода Паустов¬ского, является решение писателем проблемы авторского присут¬ствия в художественной ткани произведения.
Во многих мещерских вещах Паустовского часто нет традици¬онной сюжетной организации. В них порой отсутствует последо¬вательная цепь взаимосвязанных событий. Этот момент, непривыч¬ный, в принципе, для восприятия читателя, нарушающий устояв¬шиеся каноны повествовательных жанров, вместе с тем не снижает читательского внимания Не развитие действия как такового, не внешняя сторона описываемых событий и явлений стимулирует чи-тательскую заинтересованность в мещерской прозе Паустовского, а иное: авторская мысль, индивидуальность писательского воспри¬ятия, раскрывающая новые грани окружающего мира. Поэтому об¬раз автора, а точнее, эффект постоянного авторского присутствия в Мещерском цикле Паустовского является важнейшим средством воплощения содержания, а последовательное развитие мысли ав¬тора, его эмоциональное осмысление бытия часто становится на¬чалом, организующим сюжетную основу.
Жемчужиной Мещерского цикла Паустовского является повесть «Мещерская сторона». В ней авторский голос слышен наиболее явно. Паустовский раскрывает перед читателями свои чувства, ощущения, полученные от общения с природой, свое особое видение окружаю¬щего мира. Доверительность авторского голоса, интимность инто¬нации сообщают «Мещерской стороне» особую сокровенность, ка¬мерность, погружают читателя в сферу духовной жизни автора.
Знакомясь с повестью, мы обретаем редкую возможность проследить, как природа воздействует на характер автора, раскры¬вает ценностный мир его личности. Описание природы в «Мещер¬ской стороне» обладает самостоятельным эстетическим смыслом, но не является конечной целью автора. Он идет гораздо дальше. Конкретно-эмоциональное изображение природы у писателя одно¬временно несет в себе большие обобщения философско-нравствен¬ного характера, выходящие за пределы пейзажной прозы.
209

~

Все увиденное и прочувствованное не только создает у автора определенное настроение, влияет на его душевное состояние, сви¬детельствует о радости принятия бытия, но и дает мощный импульс к размышлению о нравственных ценностях человека. Поэтому за-кономерно, что заключительным, аккордом «Мещерской стороны» становится глава «Бескорыстие», где звучат авторские мысли о веч¬ных ценностях человечества — о Родине, любви и, конечно, самой природе.
В творчестве писателя природа и человек неразделимы. При¬общение к природе, по Паустовскому, — необходимая потребность души. Поэтому совсем не случайно писатель, рассказывая о наших великих соотечественниках, говорил и о природе, на это указывают уже сами названия произведений: о Пушкине — «Михайловские рощи», о Лермонтове — «Разливы рек»; о Чайковском — «Повесть о лесах». И в мещерской прозе явно прослеживается мысль о том, что эмоциональное и нравственное состояние человека находится в прямой зависимости от природы. Именно поэтому герои Паустов¬ского, которые неразрывно связаны с окружающим их миром при¬роды и органично «вписывающиеся» в этот мир, так светлы и чис¬ты помыслами.
Герой мещерской прозы Паустовского — человек, который «прост, ясен в своих размышлениях, доброжелателен в отношении к людям. Да и не только к людям, а и к каждому доброму зверю, к каждому дереву» . Таковы у писателя объездчик Алексей Желтов из «Кордона-273», Селен Елесин — герой рассказа «Воитель» к мно¬гие другие. Эти люди обрели ту гармонию, которая уравновешивает внутренние законы природы и человеческой личности. Их жизнь протекает не на фоке природы, а в самой природе, и они ощущают себя ее неотъемлемой частью.
В общении со своими героями автор прост, ненавязчив. Ок ско¬рее играет роль внимательного слушателя, а не собеседника. Его голос Б диалогах становится второстепенным, уходит на задний план и никогда не заглушает речи героев. Этот стилевой прием нам хажется примечательным, потому что он высвечивает определен¬ную тенденцию: в общении с природой Паустовский — прежде все¬го наблюдатель, в общении с людьми — слушатель. И дело здесь не в пассивности авторской позиции, а в другом: такое стилевое ре-шение придает всему, о чем сообщается в произведениях Паустов¬ского особую значимость, заставляет читателя пристальней вгля¬дываться в картины описываемой природы, внимательно вслуши-210
ваться во все сказанное собеседником автора. Благодаря этому чи¬татель может в полной мере ощутить красочность и плавность на¬родной речи персонажей Паустовского, заключенную в их словах народную мудрость, внутреннюю одухотворенность и их неразрыв¬ную связь с миром природы.
Как мы видим, к решению проблемы авторского присутствия в мещерской прозе, Паустовский нашел оригинальные и новаторские по своей сути подходы, проявив себя как незаурядный художник слова.

0


Вы здесь » Литературная Солотча » Очерки » МЕЩЕРА В ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ