«Школа», «Р.В.С.», «Военная тайна», «Дальние страны», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур в его команда»
—это одни из многих славных произведений, написанных Аркадием Гайдаром. И все они вошли в золотой фонд советской литературы.
_ 22 января нынешнего года 1 айдару исполнилось бы 70 лет. Он про себя сказал скромно, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время». Но Гайдар четыре года находился в частях Красной Армии в гражданскую войну, командовал ротой, батальоном, а в семнадцать лет — полком. Гайдар оставил книги, которые вели и ведут поколения советских ребят на добрые свершения, воспитывают ненависть ко всему лживому и подлому. Гайдар, как герой, погиб на по¬ле боя с оружием в руках в Великую Отечественную войну, в октябре 1941 года. Вся его жизнь — служение Родине, советскому нарду.
Е Кремле, на церемонии передачи сыну Гайдара ордена Отечественной войны первой степени, которым был посмерт¬но награжден писатель, Председатель Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микоян сказал: «У Гайдара революционная романтика жизненна, реальна. Как писатели это иногда выражают — у него Революционная Романтика с большой буквы. Она вдохновляет, она поднимает и мобилизует те силы, которые обычно спят, и простого человека превращают в героя. Революционная романтика Гайдара—это для нашей молодежи большая звезда, ведущая вперед, и поэтому надо читать, изучать Гайдара».
Аркадий Петрович Гайдар неоднократно бывал в наших рязанских краях: жил в Солотче, бродил по мещерским лесам. В саду бывшей усадьбы академика И. П. Пожало-стина в Солотче можно увидеть яблоню, посаженную Гайдаром, который здесь работал над своими произведениями, лмскно Б Солотче родились его удивительные слова о счастье: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную' счастливую землю, которая зовется Советской страной».
Ниже публикуются отрывки из воспоминаний писателей о пребывании А. П. Гайдара на рязанской земле.
К. Г. ПАУСТОВСКИЙ
«Я видел, как работал Гайдар. Это было совсем не по¬хоже на то, как обычно работают писатели.Мы жили тогда в мещерских лесах, в дерезне. Гайдар поселился в большом доме, выхо-дившем на сельскую улицу, а я — в бывшей баньке, в глубине сада.
В то время Гайдар писал «Судьбу барабанщика». Мы сговорились честно работать с утра до обеда и не соблазнять в это время друг друга рыбной ловлей...
Гайдар... ходил по дальней дорожке и что-то бормотал про себя.
Так он работал — придумывал на ходу фразы, потом записывал их, потом опять придумывал. Весь день он ходил из дома в сад. Я удивлялся и был уверен, что попесть у Гайдара едва-едва движется. Но потом оказалось, что он хитрил и записывал гораздо больше, чем по одной фразе.
Недели через две он окончил «Судьбу барабанщика», пришел ко мне в баньку веселый, довольный и спросил:
—Хочешь, я прочту тебе повесть?
Я, конечно, очень-хотел по-слушать ее.
—Так вот, слушай! — сказал Гайдар, остановился посреди комнаты и засунул руки в карманы.
—Где же рукопись? — спросил я.
—Только никудышные дирижеры, — наставительно ответил Гайдар, — кладут перед собой на пюпитр партитуру. Зачем мне рукопись? Она отдыхает на столе. Ты будешь, слушать или нет?
И он прочел мне повесть на-изусть, от первой до последней строчки.
—Ты где-нибудь чего-нибудь все-таки здорово напутал, — сказал я с сомнением.
—На пари! — крикнул Гай-дар. — Не больше десяти ошибок! Если ты проиграешь, то завтра же поедешь в Рязань и купишь мне на барахолке старинный барометр. Я его присмотрел. У той старухи — помнишь? — которая во время дождя надевает на голову абажур. Сейчас я принесу рукопись.
Он принес рукопись и второй раз прочел повесть. Я следил по рукописи. Только в нескольких местах он ошибся,да и то незначительно. Из-за этого у нас несколько дней шла распря — выиграл Гайдар пари или нет...
В общем я купил, к великой радости Гайдара, барометр. Мы решили вести по этому медному и громоздкому сооружению свою рыболовную жизнь, но сразу же попали в дурацкое положение и промокли до костей, когда барометр предсказал '«великую сушь», а на самом деле три дня лил дождь».
Р. И. ФРАЕРМАН
«Гайдар... нежно относился... к родной природе... Наши рязанские места были для него милей всего, хотя он любил каждый уголок нашей страны и побывал в ней повсюду: и на севере, и на юге, и на Дальнем Востоке.
Но к родной природе он был привязан, как человек привязан к матери или к своей семье. Чем дальше ты от них, тем сильнее любовь и тоска.
Мы часто уезжали с ним летом в село Солотчу . под Рязань отдыхать, писать книги,ловить рыбу. Там жили мы в старом, тихом доме,принадлежавшем знаменитому русскому художнику Пожалостину.Большой заглохший сад окружал этот дом. И немало книг было задумано и написано там Аркадием Гайдаром. И не только им одним...
Там, на пойме Оки и в маленьких луговых озерах - «зеркальцах», водятся во множестве бойкие окуни, плотва, щука, крупные лещи, шелесперы... | Дуплистые, разбитые молниями : ивы раскинуты там по берегам | Стариц, луговая клубника зреет среди высоких цветов и травы. Простор,тишина и во всей природе простота, умиляющая душу.
И едва только приближалось время ехать, где бы ни был Гайдар, он первый подавал сигнал...
Вскроешь конверт, подойдешь к окну, за которым еще холодный московский воздух лишь отдаленно говорит о лете, и читаешь:
«...Я живу сейчас в домике на берегу моря... Я работаю... Надо в поте лица добывать трудовую копейку — это раз. Во-вторых, надо оправдать свое существование перед людьми, зверьми, перед разны-ми воробей-птицами, соловей-птахами, перед рыбой — карась, линь, голозель, лещ, плотва, окунь, а перед глупым ершом, перед злобной щукой оправдываться мне не в чем... В Одессе я пробуду еще, вероятно, с месяц... Но здесь мне делать нечего —' потянуло опять к себе, в Рязанскую... Когда ты едешь в Солотчу?.. Тоскую по «Канаве», «Промоине», «Старице» и даже по проклятому озеру «Поганому».
Я перечитываю снова эти шутливые строки сейчас и вижу новый смысл в них, хотя все тот же живой, веселый голос Гайдара слышится мне.
...Надо работать. Надо оправдать себе существование перед миром, который делил он на две части: мир добрый— наш мир "и другой мир —хищный, где обитают злобные щуки, перед которыми ему оправдываться не в чем....Сквозь эти шутливые слова светит его тревога за Родину, его любовь к ней, его беспокойство за мир, — высокое беспокойство за все человечество , драгоценные душевные черты советского человека и писателя».
Публикацию подготовил С. ДЕНИСЬЕВ.
Он беззаветно любил Родину
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12009-01-25 11:53:20
Страница: 1