Литературная Солотча

Объявление

Если есть вопросы - обращайтесь в асю 381666524

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературная Солотча » К.Г. Паустовский » Певец Мещёрской стороны


Певец Мещёрской стороны

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Исполнилось 100 лет со дня рождения одного из самых выдающихся отечественных писателей нашего столетия Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) .
Он оставил нам в наследство тома поэтичных и умных книг, написанных рукой крупного мастера художественного слова. Вся его большая, содержательная и нелёгкая жизнь была до отказа наполнена напряжённой творческой работой.
Паустовский многое на своём веку видел, многое пережил, перечувствовал и передумал. Он изведал муки писательского труда, испытал речь непонимания, а подчас и недоброжелательности литературной критики, познал искреннюю любовь и признательность читателей.
Писатель из беспокойного племени странников, Константин Паустовский, что называется, вдоль и поперёк исколесил нашу огромную страну (бывший Советский Союз), побывал во многих зарубежных странах.
Много замечательных и прекрасных мест на нашей «голубой планете». Но постоянной привязанностью и любовью писателя была Средняя Россия и особенно наша Мещёрская сторона. С ними связана крепкими узами его жизнь, творчество, его писательская судьба. Им он остался верен до конца последних дней. Незаметная на первый взгляд, скрытая и целомудренная красота среднерусской природы раскрылась Паустовскому не сразу. Это произошло в самом начале 1930-х годов, когда Константин Георгиевич впервые попал в Мещёрский край и «случайно» открыл его.
                    Первый мещёрский период (1930 - 1940)
На обрывке географической карты России, в треугольнике Москва-Рязань-Владимир, севернее глубокой излучины среднего течения Оки, Паустовский обнаружил низменный и лесной край, прорезанный лентами речушек с вкрапленными голубыми «глазками» многочисленных лесных и  пойменных озёр. Край с таинственно-сказочным названием МЕЩЕРА. Чем-иним, почти языческим веяло от этого имени.
Писателя поразило, что в каких-то двухстах километрах от Москвы     существует  заповедная, неведомая ему сторона. Страсть писателя, путешественника и рыболова привела его сюда в конце лета 1930 года. Что касается «случайности» открытия Мещёры, - то это был чисто литературный приём.
Жена писателя Е.С. Загорская-Паустовская была уроженкой рязанских мест.
В письме от 1 августа 1930 года он пишет ей из Москвы в Рязань:  теперь  насчёт отпуска... Я бы с радостью провёл отпуск где-нибудь в Солотче, на воде, в лесах, ловил бы рыбу и очень бы отдохнул.
…О Солотче я думаю ещё и потому, что на юг надо много денег, т.к. там очень скверно  с продовольствием.
...Я очень завидую тебе, что ты в Рязани. Между прочим, отпуск я могу  получить и раньше 15 августа - числа 12».
Впоследствии в повести «Мещёрская сторона» К.Г Паустовский описал свой    первый  приезд: «Впервые я попал в Мещёрский край с севера, из Владимира. .За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретый солнцем, наполнял вагоны». Так началось знакомство Паустовского с этим удивительным краем.
Попав в Мещёру однажды, Константин Георгиевич с удивительным постоянством возвращался сюда на протяжении более двух десятилетий.
В первом, предвоенном десятилетии (1930-1940) Паустовский осваивает этот край. Не одну сотню километров проехал и прошагал писатель Мещёрской земле. И чем ближе он знакомился с ней и пристальней её чал, тем более притягательной, родной и близкой становилась для него сторона «во глубине России».
Ему постепенно раскрылась красота «обычной земли» - края Мещёрских лесов и обширных болотных топей-мшар, края загадочных и глухих озер заросших речных стариц и проток, просторов заливных лугов, цветущих  буйных трав и ароматного свежего воздуха. Земля, на которой жили и живут трудолюбивые и талантливые люди.
Он навсегда всей душой глубоко и бескорыстно полюбил этот маленький скромный уголок русской земли, который, по собственному его признанию, впоследствии стал для него «второй родиной».
Долгая жизнь Паустовского в Мещёре была связана с посёлком Солотча, расположенным к северу от Рязани, на южной окраине мещёрского лесного массива.
Живописные окрестности Солотчи совершенно пленили писателя. Здесь он нашёл для себя всё, что необходимо для работы, отдыха и раздумий. Сосновый бор подступает прямо к посёлку. Рядом речка Солотча, старица Оки, озёрца, манящая даль заливных лугов. Свежий воздух настоян на крепких ароматах сосновой хвои. Тишина. Простота и неторопливая размеренность сельского быта...
В  первые свои два приезда в Солотчу он жил в домике у местной «вековушки» и портнихи Марии Михайловны Костиной. А с осени 1932 года К.Г. Паустовский нашёл приют по соседству, в доме известного русского художника-гравёра прошлого века И.П. Пожалостина (1837-1910). Деревянный дом с мезонином окружал старинный заброшенный сад, в глубине которого среди деревьев стояли беседка и бревенчатая банька, окруженная частоколом. В этой баньке у старушек Пожалостиных и поселился Константин Георгиевич со своим другом и спутником писателем Р.И. Фраерманом. На дачу к писателям приезжали их семьи и друзья из писательской братии.
В Солотче Паустовский не только отдыхал, рыбачил, путешествовал, но и главное - много и напряжённо работал. Здесь им были написаны «Судьба Шарля Лонсевиля», главы из «Северной повести» и «Колхиды», «Исаак Левитан», пьеса «Поручик Лермонтов», рассказ «Дождливый рассвет», очерк «Онежский завод».
Но главной темой творчества в эти годы становится рязанская Мещёра, её уникальная природа и люди.
Первый его очерк «Мещёрский край» был опубликован в 1931 году в апрельском номере журнала «Наши достижения». А через год Паустовский написал небольшой рассказ «Медные доски» (1932), где впервые рассказал о гравёре Пожалостине и его Солотчинской усадьбе, о судьбе художественного наследия.
В конце лета и осенью Паустовский работал над двумя произведениями для журнала «Наши достижения» по материалам, собранным им в Корелии весной того же 1932 года, - это упомянутая повесть «Судьба Шарля Лонсевиля» и очерк «Онежский завод»1.
В письме Р.И. Фраерману (9 сентября 1932 г. Солотча) он писал: «Рувим  дорогой! Не поленитесь позвонить в «Наши достижения» Бобрышеву и Разину и передать, что вторая часть «Лонсевиля» готова и я её переписываю <...> и вышлю 12 сентября. <...>
Стоят чудесные дни...
|Все желтеет - пожалостинский сад ветлы, травы, водоросли, и даже глаза ворюг-котов источают особую осеннюю желтизну. Осень вошла в Солотчу и, кажется, прочно. Всё в паутине и солнце. Безветрие, какого не было даже летом, - поплавки стоят, как зачарованные, - и виден самый тонкий клёв. Решил, как только заживет нога, пойти на Чёрное озеро. Пишу, читаю и предаюсь то горестным, то весёлым размышлениям в зависимости от ветров».
Наиболее плодотворной оказалась вторая половина 1930-х годов, когда были написаны его мещёрские рассказы и повести.
Своеобразным сюжетно-тематическим и стилистическим «мостом», соединяющим произведения раннего «южного» цикла (повести «Блистающие облака», «Кара-Бугаз» и «Колхида») с мещёрскими, был рассказ «Австралиец  со станции Пилево».
По существу, этот рассказ является миниатюрной повестью. Сюжет и  идея произведения подсказал Паустовскому его друг писатель А. Роскин.
Австралиец со станции Пилево» - повесть о скудной жизни, о беспросветной нужде мещёрского крестьянина дореволюционной поры, повесть о потерянной и вновь обретенной родине.
Глухие места, болота, лихорадка, бездорожье, голод и нищета - вот удел дореволюционного крестьянина в Мещёре. Герой повести Ваня Зубов, пытаясь вырваться из тисков такой жизни, отправляется на поиски счастья в дальние страны. После долгих мытарств он попадает на Дальний Восток, затем в Китай, бороздит на пароходике по южным морям, наконец, попадает на плантации в Австралию. Его зовут теперь не Иваном, а Джоном, но от этого мало что изменилось. В этих чужих заморских краях, под раскошным южным небом Джон испытал то, что и на покинутой Родине, - тяжелый труд, нищету, изнурительную лихорадку.
Смутно и с запозданием Джон узнает, что в России свергли царя, крестьянам дали землю. Острой болью пронзила его тоска по утраченной отчизне, по родному и близкому его сердцу Мещёрскому краю. И этот зов родины овладел всеми помыслами, всем существом австралийца из далекой мещёрской деревни на Рязанщине. Объехав полсвета, познав все «радости» жизни на чужбине, Иван Зубов вернулся в Россию. «Чужое небо и чужие страны радуют настолько на короткое время, несмотря на всю кра-соту. В конце концов придёт пора, когда одинокая ромашка на краю дороги к отчему дому покажется нам милее звёздного неба над Великим океаном, и крик соседского петуха прозвучит, как голос родины, зовущей нас обратно в свои поля и леса, покрытые туманом», - таков смысл повести.
В 1935-1 937 годах Паустовский написал рассказы «Акварельные краски», «Жёлтый свет» и цикл рассказов «Летние дни» («Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Золотой линь», «Последний чёрт», «Резиновая лодка» и «Заячьи лапы»). Само название книги говорит о летнем времени. Место действия -Солотча и её окрестности: луговой остров, озеро Селянское, Прорва, лесные озёра Уржинское, Сегден, Чёрное. Герои - сам Паустовский, его неизменный друг и спутник Рувим Фраерман, местные жители, вездесущие деревенские мальчишки, животные. Паустовский рассказывает об историях, случившихся с ними во время путешествий, - то забавных и смешных, то трогательных, то грустных или трагикомических.
Книга написана просто, увлекательно, задушевно, она вся пронизана ярким светом, добрым юмором, большой любовью к людям, животным и природе этого края и с интересом читается и взрослыми, и детьми.
В рассказе «Лёнька с Малого озера» (1937) и «Семья Зуевых» (1938) писатель повествует о своём юном друге, любознательном и застенчивом мальчишке Лёньке Зуеве, который стал его постоянным проводником во время скитаний по лесным озерам и мшарам.
Лёнька хорошо помнил каждую тропинку в своей округе, безошибочно различал голоса животных и птиц, многое знал о повадках зверей и рыб. Много интересного о природе узнал писатель от Лёньки, но самое главное, чему Паустовский у него научился, - бескорыстной и преданной любви к природе.
Лёнька Зуев не выдумка писателя, не просто литературный персонаж, а реальный человек. Настоящее его имя - Василий Кузьмич Зотов (1923-1968). Родился и вырос он в маленькой лесной деревушке на берегу озера 11пустовский со своими друзьями часто рыбачил на озере, ночевал у его родителей. В свою очередь Василий Зотов гостил у писателя в их пожалостинском доме. Эта дружба длилась много лет. и Ленька- герой многих рассказов Паустовского под именем Вани Мани («Заячьи лапы», «Записки Ивана Малявина», «Подарок», «Рези-подка»), но под подлинным именем упомянут только в повести «Мещерская сторона».
1ь «Мещёрская сторона» (1938-1939) - наиболее значительное о произведение Паустовского о Мещёрском крае,
"сти нет определённого сюжета. По своему жанру она не являет->мстью в строгом смысле слова. Скорее всего, это вдохновенная ли-• кия поэма о необычайной и скромной красоте среднерусской при-I, яркий и редкий в нашей литературе образец художественного мдения.
'нью в Солотче, с пожалостинским домом связан ещё один цикл колов - «Жильцы старого дома», являющийся продолжением «Летних I книгу вошли четыре рассказа: «Жильцы старого дома», «Пода-•, «Сивый мерин» и «Прощание с летом».
11{ .с педний рассказ имеет прямое и символическое значение: писатель■ грустью прощается с весёлой и шумной жизнью летней поры, пол-||>уда, радостей и приключений. Но, по существу, он сам, не зная того,ается с мирной жизнью. Это было последнее мирное предвоенное лето1Ы написаны в 1 940 году).
Второй мещёрский период (1943-1954)
Война на два с лишним года разлучила Паустовского с Мещёрой. Вес-1943 года А.И.Пожалостина прислала Паустовскому и Фраерману ьмо, в котором приглашала их посетить Солотчу. К тому времени оба и демобилизованы.
11( пинался разлив Оки, и друзья поехали в Солотчу окружным путем: через имир в посёлок Туму, оттуда по узкоколейке в Солотчу. Второе возвраще-Константина Георгиевича в Мещёру и Солотчу произошло опять с севера шоменитой «кукушке». В Солотчу прибыли в конце марта 1943 года.
И грудном и грозном сорок третьем году, когда в великой битве под Ста-шрадом был предрешён исход войны и участь фашизма, Паустовский писал небольшой рассказ «Бакенщик», в котором прозвучала тема любви

0

2

к родине, к своей земле, родному краю, за которые стояли насмерть в бою советские воины. Прозвучала не крикливо, а скромно и проникновенно, без ложного пафоса, как умел писать Паустовский.
Тема патриотизма затрагивалась и в других произведениях писателя, в частности, в упоминаемых рассказах «Австралиец со станции Пилево», «Акварельные краски», в повести «Мещёрская сторона».
Но в годы войны эта тема зазвучала по-особенному сильно. Рассказ небольшой по объёму, незамысловатый по сюжету, но выразительный и ёмкий по идейно-художественному содержанию.
Старый человек задает вопрос ребятишкам, что такое родина, за кото¬рую идут в бой советские люди, что такое любовь к родине? Казалось бы, ответ, который дают пионеры, простой и правильный. Родина - наша вели¬кая страна, советские люди, города, заводы, школы, счастливая трудовая жизнь. Но старику этого мало. Для него понятие «родина» шире, оно вклю¬чает в себя родную природу, её богатство и её красоту.
Предвосхищая слова известной песни «С чего начинается Родина», Па¬устовский пишет, что родина начинается за порогом дома, что чувство люб¬ви к родине «входит» в нас с детства и начинается с любви к родному краю, родной земле, на которой мы родились и живём. Эту мысль вкладывает в уста окского бакенщика Семёна: «Вот облак стоит над рекой. Тебе это невдомёк, а я слышу - дождиком от него тянет. Грибным дождём - спорым, не очень шумливым. Такой дождь дороже золота. От него река теплеет, рыба играет, он всё наше богатство растит.
...Облак в небе стоит из жаркого золота, солнце уже нас покинуло, а там, над землёй, ещё пышет теплом, пышет светом. А погаснет - и начнут в травах коростели скрипеть, и дергачи дергать, и перепела свистеть, а то глядишь, как ударят соловьи будто громом - по лозе, по кустам! И звезда взойдет, остановится над рекой и до утра стоит - загляделась, красавица, в чистую воду. Так-то ребята! Вот на это всё поглядишь и поду¬маешь: жизни нам отведено мало, нам надо двести лет жить - и то не хватит. Наша страна - прелесть какая! За эту прелесть мы тоже должны с врагами драться, уберечь её, защитить, не давать на осквернение. Пра-вильно я говорю? Всё шумите, «родина», «родина», а вот она, родина, за стогами!»
Этот простой, но умудрённый жизнью человек учит ребят уважению к родной земле: «Без этого человек не человек, а труха!»
попоенные годы Константин Георгиевич в Солотче приступает к ра-
м/1 первыми автобиографическими книгами - «Повести о жизни», «Да-|вды» и «Беспокойная юность», создает ряд произведений о Мещёрс-•    «Кордон "273"», «Телеграмма», «Ночь в октябре», «Во глубине► оторые принадлежат к лучшим страницам его творчества.
послевоенных произведений писателя разнообразны. Паустовс-
! о скромном, но самоотверженном труде советских людей, о чи-
чии и талантливости русского народа («Во глубине России»), о том,
И человек труда и как удивительно прекрасна природа Мещёрс-
и(«Кордон "273"»).
  < казе «Клад» (1953) писатель говорит о тех больших переменах,
произошли на Мещёрской земле за последние годы. Но богат-
РО края полностью ещё не освоены, они подобны кладу, который
► ать и использовать на благо людей.
     лось бы упомянуть о небольшом рассказе «Собрание чудес», впер-Ьликованном в 1946 году в газете «Пионерская правда». До сих
ню праздничный майский номер газеты с рассказом Паустовско-
|м поминание о нём дорого мне тем, что с этого рассказа началось ■мство с творчеством Паустовского.
| казе писатель высказывает одну из своих заветных мыслей: пре-
не всегда выступает в яркой и броской форме, красота и очаро-
■дчас скрываются в самом простом и обычном -только нужно уметь
прекрасное. Оглянись внимательно вокруг, и тогда взору откроет-
иольный мир, настоящее собрание чудес, имя которому - родная
   11| проникновенные строки о Мещёрском крае мы встречаем в таких чу-м<'военных рассказах, как «Старый чёлн» и «Стекольный мастер»
им кой миниатюре «Приточная трава» (1953), в его книге о мастер-ителя «Золотая роза», в очерках о Гайдаре, Фраермане, Симоно-щ и Куприне. Пребывание в Мещёрских лесах дало богатый материал для, ■   п. |д «Повестью о лесах».
И Мшцёрском краю происходит действие его пьесы-сказки «Стальное
11ну1 говский был не только певцом Мещёрской земли. Его интересова-■иько её прошлое, но и волновали насущные практические пробле-1И послевоенного времени, его будущее.

0

3

В своих очерках «Письма из рязанской деревни», опубликованных на страницах газеты «Социалистическое земледелие» (1950), Паустовский затронул вопросы о рачительном, хозяйственном использовании природ¬ных ресурсов края, о развитии животноводства, об улучшении лугов при-окской поймы и мелиорации мещёрских земель. Очень взволнованно и убе¬дительно - как о деле большой государственной важности - он ставит вопрос об охране природы Мещёрского края. Паустовский был глубоко убежден (и оказался прав), «что недалеко то время, когда мы будем охра¬нять природу с такой же тщательностью, с какой работаем сейчас над по¬вышением производительных сил нашей земли».
Это опровергает мнение тех критиков, которые представляли себе пи¬сателя как созерцателя красот природы, далёкого от жизни людей и прак¬тических запросов современности.
Мир произведений писателя населен людьми различных профессий, различного социального положения. Но среди них любимыми героями Па¬устовского являются простые труженики: лесники, лодочники, бакенщики, паромщики, рыболовы, огородные сторожа, мелиораторы и лесоводы -люди, чей повседневный труд и жизнь неразрывно связан с природой.
Константин Георгиевич по-настоящему преданно и глубоко любил и по¬нимал природу.
У него был зоркий и наблюдательный глаз, обостренное чувство вос¬приятия красоты окружающего мира. Он обладал редким даром видеть удивительное и прекрасное в самом незамысловатом и обыденном. А уди¬вительное умение Паустовского образно, точно и поэтично живописать картины природы средствами художественного слова выдвинуло его в ряды подлинных писателей-пейзажистов. О природе Паустовский писал не блёк¬ло, не равнодушно, а вдохновенно и с большой любовью.
Описание природы, занимающее огромное место в его произведени¬ях, не является простым украшательством или фоном действия. Пейзаж у Паустовского органично вплетается в повествование, становится активным началом, своеобразным действующим лицом. В этом одна из особеннос¬тей писательского мастерства Паустовского.
Мещёрская сторона не была для писателя только приютом «спокойствия, трудов и вдохновенья». Жизнь в Мещёре, в Солотче знаменовала собой по¬ворот в писательской судьбе К.Г. Паустовского. Дело не только в том, что «мещёрская тема» стала одной из основных в его творчестве на многие годы. кгц Мещёрской стороны^
11" собственному признанию, ^ Мещёрском краю писатель почувство-
•?6я русским человеком до последней прожилки, здесь он ощутил свою><>ю родину. Он понял, что нет ничего прекраснее на свете, чем нашаШСская земля, которую он не смог-бы променять ни на какие потрясающие•|нн шы мира.
     Здесь, как никогда, ему раскрылись богатство, стихийная мощь, про-§11110, сочность и образность русского народного языка. Писателю откры-Ц|н и, что «образность и волшебность, по словам Тургенева, русского язы-#и неразрывным образом связаны с природой, с бормотанием родников, ■ином журавлиных стай, с угасающими закатами, отдалённой песней де-■ лугах, тянущимся из далека дымом костров».
Изменился и стиль писателя. После встречи с Мещёрой Паустовский Ним писать проще, сдержаннее, а вместе с тем - более поэтично и проник-Ммнно. Излишняя яркость и декоративность стиля ранних произведений ила место мягкой и задушевной лирике повествования.
Зорче стал глаз. Строже отбор жизненного материала. Оттачивалось и §«»п()шенствовалось его писательское мастерство. Наступила зрелость .........и)   Вспоминая об этой замечательной и незабываемой поре своей ни, К.Г. Паустовский писал: «Старый дом и все окрестности Солотчи Янины для нас особого обаяния. Здесь были написаны многие книги, здесь II)и тянно случались и всяческие аесёлые истории, здесь в необыкновенной ■ИОписности и уюте сельского бьда все мы жили простой и увлекательной ^■Нью. Нигде мы так тесно не соприкасались с самой гущей народной жиз-были так непосредственно связаны с природой, как там.
11| шёвки в палатках вплоть до ноября на глухих озёрах, походы на за-Н§0дные реки, цветущие безбрежные луга, крики птиц, волчий вой - всё ружало нас в мир народной поэзии, почти в сказку и вместе с тем в НО прекрасной реальности.
Невозможно припомнить и сосчитать, сколько ночей мы провели с _%Оорманомто в палатках, то в избах, то на сеновалах, то просто на зем-■ на берегах мещёрских озёр и рек, в лесных чащах, сколько было всяких Вучаев - то опасных, то трагических, то смешных, - сколько мы наслыша-Н§ь рассказов и небылиц, к каким богатствам народного языка мы при-В|Мулись, сколько было споров и смеха, и осенних ночей, когда особенно ШКо писалось в бревенчатом доме, где на стенах прозрачными каплями ■мною золота окаменела смоло,».
Последний раз Константин Георгиевич приехал в Солотчу за два года до смерти. Это было в августе 1966 года. Несмотря на плохое самочувствие и приступы болезни (он страдал бронхиальной астмой), Паустовский дал со¬гласие приехать в Солотчу для участия в съёмке документальной киноленты «Дорога к Чёрному озеру». Настойчивые ленинградские кинематографисты уговорили Паустовского снять фильм о его жизни в Мещёре и Тарусе.
Болезнь не позволяла ему, как прежде, совершать дальние походы, но Константин Георгиевич с удовольствием рыбачил на Старице. Живительный и прозрачный воздух Солотчи благотворно действовал на Паустовского.
Он мечтал навсегда обосноваться в Солотче, построить здесь дачу, но этим мечтам не удалось осуществиться...
Спустя короткое время после смерти Паустовского (он умер в 1968 году, похоронен в г. Тарусе) его жена Татьяна Алексеевна Паустовская при¬ехала в Солотчу и выкопала в лугах куст шиповника с комком мещёрской земли. Комок той земли, которая научила его великой любви к родине. Этот куст с дерновиной она посадила на могиле Паустовского.
Альманах «Рязанский следопыт», 1993, № 2

0


Вы здесь » Литературная Солотча » К.Г. Паустовский » Певец Мещёрской стороны